Не выдержала и решила создать тему о знаменитом Корелли .
Возможно, не все его знают, и будет интересно почитать подборку высказывания музыкантов об этом удивительном теноре.
"«Этот голос возвышается над всем: голос героической силы и необычайной красоты, исполненный мрачной чувственности и таинственной грусти, но, прежде всего, голос грома и молнии, огня и крови». " (Г.Караян).
Дж.Пульезе: «…мы несомненно имеем дело с вокальным феноменом, потому что верхи Корелли от соль до ре-бемоля обладают силой и полнотой среднего баритонового регистра, как бы перенесенного в зону стратосферы, - с тем блеском и стихийностью, которые идут от головного резонатора».
П.Доминго: «Я не верю, что когда-нибудь услышу тенора, который бы так уверенно пел в верхнем регистре, как Корелли».
Г.Вишневская: «… необычайной красоты большой льющийся голос. У итальянских теноров вообще блестящие верхние ноты, их голоса как бы расцветают в верхнем регистре, но у Корелли они были совсем особенные - широкие, «волнистые», вибрирующие даже на верхнем «до», которое он брал с такой легкостью, будто у него в запасе есть еще такое же “ре” и “ми”».
С. Сегалини (музыкальный критик): «Совершенно подчинив себе голос необычайных возможностей, он мог позволить себе все... Его пение, плавное, «на одном дыхании», его умение петь pianissimo открыли ему двери в ранний романтизм. Сильные и властные интонации, широта звучания сделали его вердиевским тенором. Красота, чувственность тембра идеально подходили веристскому репертуару. Его Рауль был чудесен, его Манрико неповторим, его Калаф поразителен».
Дж. Дж. Гуэльфи «Корелли всегда оставался Корелли... У него был грандиозный голос, и он им мастерски умел распоряжаться. Как у него звучали «ll fiore» в «Кармен», «E lucevan le stelle», «Ah, si, ben mio»! ... Я никогда больше не слышал, чтобы кто-нибудь исполнял так потрясающе «Ah, si, ben mio» из «Трубадура». А «Improvviso» из «Шенье»! А «Турандот»! Они были просто невероятны - казалось, человеку такое не под силу! Я был в зале, когда он пел «Сельскую честь» с Бернстайном. Туридду мог спеть только тенор, который обладал таким дыханием, как Корелли, - иначе это было невозможно при подобных дирижерских темпах. И все же это было так здорово, что, по-моему, Масканьи просто ожил в своем гробу!»
М. Френи: «Франко (Рудольф в «Богеме») в третьем акте был олицетворением могучих сил природы. Я никогда больше не слышала такой мощи. В моменты отчаяния Рудольфа он был неподражаем, но он умел быть мягким и нежным в лирические моменты. Конечно, когда он пел в полный голос, то просто пугал той невероятной звуковой волной, аналогичную которой я больше никогда не встречала. Слушая его, я была очарована. Его голос, красота и уверенность, с которой он брал верхние ноты, всегда производили на меня огромное впечатление... Пока он пел «Non piangere Liu» («Турандот»), мне нечего было делать и поэтому я могла просто слушать его и это было счастьем... Ария Ромео заканчивалась си-бемолем, постепенно замирающим. Это было чудо. Но чтобы достичь всего этого, тенор с таким великим и мощным голосом, имевший огромные возможности, работал денно и нощно. Зная, что это за работа, я испытываю к Франко бесконечное уважение».
В. Атлантов: «Я очень хорошо помню, что, услышав Корелли (в «Девушка с Запада» в Метрополитен Опере - М.), я поймал себя на мысли: «Зачем же мне заниматься этим делом, когда есть певцы, которые так поют. ...У этого тенора было от природы все: счастливое сочетание, почти такое же как, как у Гяурова. Красавец, как будто лицо резцом изваяли, высок, беспредельный и хлесткий спинтовый голос, который прорезал любой оркестр. Для его голоса не существовало таких знаков, как три или четыре форте в оркестре. Я всегда думал, что он будет необыкновенным Отелло, но он его так никогда и не спел. ...А какой он был Андре Шенье! А Де Грие в «Манон»! А Дон Карлос, Калаф! Я его слышал в записи. Это был кумир колоссальной массы теноров. Можно сказать, что целая эпоха была - эпоха Корелли».
И особенно мне нравится высказывание Д. Гуалерци, который определил голос Ф. Корелли как «массу звука в состоянии магмы». Поэтично звучит, правда?