Привет! Мы рады приветствовать вас на форуме поклонников творчества Николая Баскова.

АвторСообщение
Администратор




Сообщение N: 2836
Настроение: отличное
Зарегистрирован: 21.11.06
Откуда: Россия
Рейтинг: 22
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.12.09 20:32. Заголовок: Красная книга российской эстрады


Читала в интернете про Сергея Лемешева и наткнулась на очень интересный сайт - Красная книга российской эстрады .
http://kkre-1.narod.ru/pevc.htm
Стала смотреть фамилии , оказалось , что наряду с очень известными эстрадными певцами и композиторами стоят фамилии Лемешева , Собинова , Козловского . Отса, Плужникова и многих других прославленных оперных певцов .

"Даже при беглом просмотре списка певцов и певиц открывается удивительная картина: российская эстрада периода 1920-1960-х гг. была одной из самых высокопрофессиональных в мире! Эстраду подобного уровня могла позволить себе иметь разве что Италия в силу особого пристрастия итальянцев к вокальному искусству."
пишут на сайте посвященном Любови Орловой .

"Вообще, среди поющих артистов эстрады советского периода выделялись три весьма неравные по численности группы исполнителей.

Первая группа – процентов 50-60 известнейших эстрадных исполнителей той эпохи – это действующие солисты оперных или музыкальных театров или филармоний, окончившие специализированные учебные заведения – музыкальные училища или консерватории.

Можно найти две причины, объясняющие такую своеобразную ситуацию на советской эстраде. С одной стороны, «родное» советское государство, заботясь о социальном равенстве, не делало особых различий в оплате труда неквалифицированных рабочих и мастеров искусств мирового класса. Скромная зарплата солиста Большого театра или Ленинградского театра оперы и балета вынуждала даже всемирно известных певцов искать возможности дополнительного заработка. А такие возможности быстрее всего могла предоставить только концертная деятельность, гастрольные поездки по стране и еще, в некоторой степени, – записи грампластинок и выступления на радио. Вот и все «свободные вакансии на рынке труда».

Вторая причина выглядит не так пессимистично, скорее, наоборот. Это было замечательной традицией, прекрасной особенностью образованного европейского и дореволюционного российского общества – ведущие оперные певцы с мировым именем давали публичные концерты. Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, Сергей Юдин выступали перед широкой публикой, совершали гастрольные поездки и по стране, и за рубежом.

К пению в ту далекую пору относились как к искусству, а не как к бизнесу. Шли на сцену лишь при наличии ярчайшего таланта и почитали своим долгом получить профессиональное образование. Частые выступления выдающихся мастеров певческого искусства прививали зрителям вкус к хорошей музыке, воспитывали привычку, «приучали ухо» к высококлассной технике исполнения. Российская, а затем в некоторой степени и советская публика, особенно столичная, была довольно образованной и достаточно искушенной в вопросах вокального мастерства. И эти традиции в определенной степени сохранялись в течение нескольких десятилетий ХХ века, даже несмотря на господство тоталитарного советского режима, пока в 1990-х годах не произошло почти полного отдаления и отделения мира эстрады (шоу-бизнеса) и мира классического искусства.

Эту замечательную традицию в советские времена продолжали великие мастера, всенародно (буквально) известные и любимые певцы: Надежда Обухова, Сергей Лемешев, Иван Козловский, Вера Давыдова, Павел Лисициан, Артур Эйзен, Надежда Казанцева, Марк Рейзен, Дмитрий Гнатюк, Максим Михайлов, Мария Максакова, Валерия Барсова, Нина Дорлиак и многие другие.

Грустно признать, что в определенном смысле именно прогресс науки и техники привел к постепенному снижению качества эстрады. Первыми непрофессиональными исполнителями, появившимися на эстраде, были звезды нового вида искусств – кино. А изобретение микрофона, усилителей и прочей чудо-техники, в конечном итоге, привело на сцену вообще «безголосых».

************

Поющие актеры кино представляли вторую, самую немногочисленную группу артистов эстрады.

Большинство первых звуковых фильмов были музыкальными. Наверное, это и понятно. С «обретшего голос» экрана хотелось не столько говорить, сколько петь от избытка радостных чувств и обилия новых технических возможностей. В кинематографе 1930-х гг. были особенно востребованы поющие (и желательно танцующие) актеры и актрисы. Но настоящих профессионалов среди них не было. Серьезные певцы не могли променять высокое академическое искусство на этот «плебейский», низкопробный жанр. Известно, например, что руководитель Музыкального (даже не оперного!) театра В.И. Немирович-Данченко презрительно относился к кинематографу и очень не одобрял, когда актеры его театра участвовали в съемках кинофильмов. (А Любовь Орлова именно этим и пыталась заниматься).

Исключения, конечно, были, но единичные. В Голливуде, например, Милица Корьюс ("Большой вальс") так и осталась недосягаемой звездой женского кинематографического вокала. Поющие Дина Дурбин и Джанет МакДональд выглядели намного скромнее, не говоря уже о прочих более или менее известных актрисах. Среди мужчин самым блистательным актером и певцом был и навсегда остался солнечный Марио Ланца. В советское время наш «ответ Голливуду», так сказать, по мужской линии был представлен фильмом «Музыкальная история», в которой великий С.Я. Лемешев сыграл «блондина Петьку Говоркова», самодеятельного певца, доросшего до сцены Большого театра. И был он в этой роли очарователен и неотразим! Ну, а по женской линии – непревзойденными остались песня Анюты из «Веселых ребят» – «Я вся горю, не пойму, отчего…» – и каскад номеров, исполненных письмоносицей Стрелкой в "Волге-Волге".

Но если не брать во внимание редкие исключения, то в кинематографе, в том числе советском, поющие актеры и актрисы не имели за плечами серьезной академической школы. Их экранная популярность делала их востребованными и позволяла выходить на эстрадные подмостки, не имея особых певческих данных и серьезной вокальной подготовки. Среди них можно назвать Валентину Серову, Марину Ладынину, Людмилу Целиковскую, Зою Федорову, Лидию Смирнову, Николая Крючкова, Бориса Чиркова, Евгения Самойлова и других.

************

И третью, первоначально тоже немногочисленную группу, составляли певцы, в ряде случаев не получившие профессионального образования, но обладавшие специфическим талантом, особым тембром голоса, артистическим обаянием, сценическим мастерством, в общем, имевшие некую «изюминку», нашедшие свою «нишу» на эстраде. К ним можно отнести Кэто Джапаридзе, Изабеллу Юрьеву, Вадима Козина, Леонида Утесова, Александра Вертинского, Георгия Виноградова, Михаила Александровича, Марка Бернеса, Клавдию Шульженко, Рашида Бейбутова, Тамару Церетели и других. Это были, если так можно сказать, «чистые» эстрадники. Эстрада была их основным местом работы и почти единственным источником дохода. Именно они были подлинными профессионалами эстрадного искусства, мастерами сцены, гениями живого, непосредственного общения с широкой аудиторией. В их распоряжении не было ни потрясающего голоса, как у классических певцов, ни манящего экранного образа, как у киноактеров. Они завоевывали любовь публики, прежде всего, яркими свойствами своей индивидуальности, особым артистическим даром и скрупулезной работой над своим репертуаром.

Репертуар их был достаточно разнообразным и вполне современным. Если классические певцы исполняли в основном классику (арии из опер, оперетт, классические романсы), а киноактеры – популярные песни из своих кинофильмов, то «чистые» эстрадные певцы вынуждены были особо заботиться о своем репертуаре, искать новые песни, которые могут стать популярными, либо по-новому, по-своему интерпретировать уже известные произведения.

Что пели на российской/советской эстраде в те годы? Русскую и зарубежную классику (арии из опер и оперетт), романсы (русские классические, цыганские, бытовые, городские), русские народные песни, песенную лирику советских композиторов (сначала просто о любви, потом, всё больше, - о любви к Родине, армии и вождям партии), песни народов мира (чаще всего, итальянские и неаполитанские, испанские, аргентинские, мексиканские)."

http://orlovamuseum.narod.ru/Music1.htm

Наверное я , как и многие Колины поклонники была бы счастлива , если бы Николай мог стать правоприемником творческого наследия Лемешева . Не в юридическом смысле , а в смысле творческого продолжателя этого прекрасного по своей сути пути . При всей непохожести судеб , есть что-то объединяющее Николая Баскова и Сергея Лемешева . Не только чарующий , звенящий , нежный и лиричный тембр голоса , но и какая-то высокая сверх задача . "Лирический дар Лемешева оказался востребован именно в эпоху бравурных маршей и трескучих речей во многом как противопоставление этим явлениям жизни" пишут на Бельканто .ру . Я думаю , что не нужно рассказывать каким явлениям в нашей культурной жизни нужно противостоять сегодня, они все на виду .


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 65 месте в рейтинге
Текстовая версия

Наши дружественные сайты:
Николай Басков. Сайт поклонников